Результаты педагогической деятельности

Альбицкой Нины Ефимовны

Авторская программа

элективного курса

Организменный элементарий

Аннотация

        Элективный курс «Организменный элементарий» направлен на развитие общеучебных умений и навыков учащихся, на расширение и усложнение их индивидуальных познавательных ресурсов, помимо этого он способствует формированию механизмов приобретения новых знаний,  для объяснения явлений окружающего мира. Элективный курс будет полезным для учащихся 9-ых классов и рассчитан  на  17  часов.

     Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни  человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию и валеологию в целостную систему наук о живой природе.

 Пояснительная записка

        Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящих реформ в образовании, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.  Задачи формирования мотивации на здоровый образ жизни  могут быть решены только  в результате  комплексной систематической  работы, а не только  на  уроках  где это целесообразно. Наука химия – благодатная почва для создания такого элективного курса, который будет  направлен на снижение уровня заболеваемости и  на формирование ответственного отношения к своему здоровью, предлагаемая программа также способствует  развитию критического мышления учащихся.   Живой организм  - огромный «организменный элементарий», в нем живут и принимают участие более 70 элементов таблицы Д.И.Менделеева. Нарушение химического баланса в каком-либо из органов человеческого организма неизбежно приводит к его ослаблению, а в критических случаях и к серьезному  заболеванию. В связи с этим слова «о здоровье нужно думать, пока с ним нет проблем, и ничего быть не должно важнее тем, чем те, что связаны с твоим здоровьем», становятся очень актуальными.  Программа  элективного курса представляет большие возможности   предмету в системе  валеологического образования школьников и вносит существенный вклад в дело оздоравливающего обучения.     

        Основной целью предлагаемого элективного курса является формирование у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие  представлений об использовании химических знаний для сохранения индивидуального здоровья.  Учащиеся должны осознавать, что владение предметными компетентностями дает им возможность управлять химическими превращениями веществ в живом организме, понимать и влиять на биологические процессы. Программа позволяет закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о важнейших для организма неорганических и органических  веществах, их строении и значении для живых организмов.

       Учебно-воспитательные задачи курса:  

-  формирование и развитие умений учащихся осуществлять перенос имеющихся знаний

   из одной предметной области в другую;

-   углубление теоретических знаний учащихся по обозначенным темам курса;

-  развитие навыков  владения экспериментальной  областью предмета;

-   формирование и развитие познавательной культуры учащихся;

-   воспитание ответственного отношения к здоровью.  

  Прогнозируемые результаты:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью;

- качественное повышение уровня обученности школьников;

- активизация познавательной и  поисково-исследовательской деятельности учащихся;

- мотивационное и позитивное отношение к предмету.

Учащиеся должны знать:

- основные биогенные элементы и их значение для организма человека;

- биологическую роль химических элементов для нормального функционирования живого 

  организма;

- признаки и реакцию организма на избыток или недостаток   элементов;

- источники поступления химических элементов  в организм человека;

- токсическое влияние отдельных элементов на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать рекомендации по рациональному, сбалансированному питанию;

- владеть основными методами качественного определения химических элементов, ионов, 

  веществ;

-объяснять с точки зрения строения и свойств действие и функцию биогенов  в     организме человека;

- оказывать первую помощь при острых отравлениях веществами;

- соблюдать меры предосторожности при работе с разными группами веществ.

Литература для учащихся:

1. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986

2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004

3. Решетов П.В. Водород, хлор и его важнейшие соединения. – СМУ, 2005

4. Алимарин И.П.. Неорганическая химия. – М.: Советская энциклопедия, 1975

5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997

6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992

7. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981

8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006

 9. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991

10. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии. – М.: Арктоус, 1996

11. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003

12. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1984

13. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. -  М.: Аркти, 2000

14. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР – Пресс, 2003

15. Шерстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот. – М.:   Просвещение, 1990

Литература для учителя

1.Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем. // Химия в школе. – 2001. - №8. – С. 18

2.Гильманшина С.И., Мухаметшина Р.М. Пути интеграции химических и валеологических знаний.  // Химия в школе. – 2003. - №. – С. 30

3. Холмогорова  Г.  Таблица Менделеева в  вашем организме.// Здоровье. - 1997. - №10. – С. 24

4.Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001

5. Скурихин  И.М., Нечаев А.П.  Все о пищи с точки зрения химика. -  М.: Высшая школа, 1991.

6.Соколова И.Ф. Химия для старшеклассников и абитуриентов химических и медицинских вузов. - М.: Московский лицей, 2002

7.Пекшева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. – Красноярск, 1987

8.Ртуть. Экологические аспекты применения. – М.: Медицина, 1992

9. Макаров К.А Химия и здоровье.-  М.: Просвещение, 1995 г

10. Аргишева А.И. Актуальные вопросы химии. – Саратов: ОАО Лицей, 2001

11. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995

12. Хром. – М.: Медицина, 1990

13. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.:

14. Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Практикум с валеологической направленностью.  // Химия в школе. – 2003. - №2. – С. 71

15. Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986

 Учебно-тематический план

 

Тема занятие

Часы

Формы работы

Образовательный продукт

1.

Валеология – предмет или наука?

Факторы сохранения здоровья.

Общая характеристика биогенных элементов.

1

Комбинированная лекция.

Конспект лекции.

 

2.

Вода, она бывает разной… Значение воды для живых организмов.

Практическая работа «Определение жесткости воды»

2

Ученический проект. ИКТ

 

Ученический эксперимент

Защита проекта

ИКТ

Отчет о практической работе

3.

Наши хорошие знакомые - щелочные металлы. Дуэт  ионов – любимцев клетки.

Практическая работа  «Возможные методы  определения щелочных металлов»

2

Комбинированная лекция.

 

Ученический эксперимент

Отчет о практической работе. Модель искусственной клетки

4.

Продолжим разговор о щелочноземельных металлах. Биологическое значение второгруппников.

Практическая работа «Методы определения щелочноземельных металлов»

2

Лекция-презентация.

 

 

Ученический эксперимент

Творческий отчет

 

 

Отчет о практической работе

5.

Важные и знаменитые – металлы побочных подгрупп.

Практическая работа «Обнаружение катионов железа (+3)»

«Обнаружение ионов свинца»

2

Лекция-презентация.

 

Ученический эксперимент

Конспект лекции.

Отчет о практической работе

6.

Органогенные элементы и их ближайшие родственники. Биологическая роль неметаллов.

Практическая работа «Определение хлорид-ионов и сульфат - ионов»

2

Лекция – презентация.

 

Ученический эксперимент

Конспект лекции.

Отчет о практической работе

7.

«Есть? Или не есть?»

Какие вещества скрываются в продуктах питания?

Практическая работа «Определение нитратов, фосфатов и ионов аммония»

2

Дискуссия по теме

 

 

Ученический эксперимент

Творческий рекламный  буклет.

 

Отчет о практической работе

8.

Органогенные элементы. Органические вещества.

Практическая работа «Определение витаминов»

3

Комбинированная лекция.

Ученический эксперимент

Творческий проект учащихся по одной из выбранных тем.

10.

Расчеты, способствующие  сохранению здоровья.

2

Семинар-практикум.

Творческая работа учащихся

Создание буклета по подбору валеологических задач.

_________________________________________________________ 

Самоучитель. Решение расчетных задач по химии

 Тип №1.

Задача: Определите массу иода, которая потребуется для получения иодида алюминия массой 61, 2 г.

Порядок выполнения действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи
  2. Составьте краткую схему превращения
  3. Напишите уравнение реакции (не забудьте расставить коэффициенты)
  4. Составьте алгоритм условия задачи (для этого поставьте данные условия  задачи над формулами веществ в уравнении реакции)
  5. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи, и подпишите их под кратким условием (или напишите значение Молярного объема)
  6. Используя  формулу:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 

определите количество                  вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Учитывая коэффициенты уравнения реакции, составьте пропорцию и определите (моль) тех веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Используя одну из приведенных  выше формул, определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  3. Сформулируйте и запишите ответ.

m(ALI3) = 61,2г                               Решение

m(I2) = ?                                    

                                                 I2           ®       ALI3 

    

                                                                        

                                            3I2  + 2AI     ®       2ALI3   

 

 

                                             xг                              61,2г

                                            3I2  + 2AI     ®       2ALI3    

 

 

 

 

 

M(ALI3) = 27+ 3 ´127=408г/моль

М((I2) = 2 ´ 127 = 254 г/моль   

 

 

 

 

 

                                                                 m(ALI3)

                                               n(ALI3) = M(ALI3)   

 

                                                   61,2 г

                            n(ALI3)  =    408г/моль = 0,15 моль 

 

 

 

1.Согласно уравнению реакции:

                    n(ALI3)                            0,15 моль           2

                     n(I2)         =      3                  n(I2)            =      3

                                               отсюда следует что

                                             0,15моль ´ 3

                                 n(I2)   =          2                  =  0,225 моль

 

 

 

                 m(I2)           

n(I2)  =     M(I2)           

 

 

m(I2)  =  0,225 моль  ´ 254г/моль = 57, 15 г

 

 

                                                    Ответ:      m(I2)   =  57,15г               

Тип №1.

Задача: 1. Определите массу  и объем углекислого газа образующегося при действии избытка соляной кислоты на карбонат натрия массой  26,5г.

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи
  2. Напишите уравнение реакции. Составьте алгоритм условия задачи. 
  3. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  4. Используя  формулы:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите количество вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Составьте пропорцию и определите (моль) тех веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  3. Сформулируйте и запишите ответ.

m(Na2CO3) = 26,5г                               Решение 

m(CO2) = ?  ; V(CO2) = ?                                

                        26,5г                            х 

                     Na2CO3   + 2HCI  ®  CO2­   + 2NaCI +  H2O   

 

 

M( Na2CO3) = 23´2+12+16´3=106г/моль

М((СО2) = 12 +16´2 = 44 г/моль   

Vm = 22,4 л/моль 

 

                                                                 m(Na2CO3)

                                           n(Na2CO3) = M(Na2CO3)   

 

                                                   26,5г

                        n(Na2CO3)  =    106г/моль = 0,25 моль 

 

1.Согласно уравнению реакции:

 

        n(Na2CO3) = n(СО2)  =  0,25 моль

 

 

                   m(СО2)                                    V (CO2)         

n(СО2)  =     M(СО2)            n(CO2)    =   V m 

m(СО2)  =  0,25 моль  ´ 44г/моль = 11 г

V(CO2)  = 0,25 моль  ´ 22,4 л/моль =  5,6л

                                                  Ответ:      m(СО2)   =  11г 

                                                                     V(CO2)  =  5,6л 

1.1.При окислении щелочного металла массой 1,4 г было получено 3 г его оксида. Определите металл.

1.2.Определите массу алюминия, необходимую для получения его оксида массой  9,18 г, если потери составили 10%.

1.3.Какая масса серной кислоты потребуется  для нейтрализации раствора гидроксида натрия массой 20 г  с массовой долей щелочи 10%.

1.4.Какой объем углекислого газа  образуется при разложении мела массой 40г, содержащего 20% примесей?

1.5.Опркеделите массу ортофосфорной кислоты, которую можно получить из фосфора массой 3,1г

1.6.Определите массу аммиака, образующегося при взаимодействии азота массой 2,8 г с  водородом массой 0,2 г.

1.7.На смесь массой 33,6 г,  состоящую из карбоната и сульфата натрия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при приведении к нормальным условиям составил 5,6 л. Определите массы веществ в смеси.

1.8.На смесь массой 33,4 г, состоящую из карбоната  натрия и карбоната  калия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при  (н.у.) составил 6,72 л. Определите состав смеси в % по массе..

1.9.Железную пластинку массой 10 г поместили в раствор сульфата меди. Через некоторое время ее вынули, высушили и взвесили. Масса пластинки оказалась равной 10,5 г. Определите массу меди, осевшую на пластинке и массу железа, перешедшего в раствор.

.Тип № 2       

Задача 3: Определите массу алюминия, необходимую для получения его оксида массой  9,18 г, если потери составили 10%.

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи
  2. Напишите уравнение реакции. Составьте алгоритм условия задачи. 
  3. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  4. Используя формулу:

m (практ´ 100%

h = m(теорет)

Определим теоретическую массу вещества.

  1. Используя  формулы:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите количество вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Составьте пропорцию и определите (моль) тех веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  3. Сформулируйте и запишите ответ.

h = 90%                                           Решение

m(AI2O3) = 9,18г (практическая)                                        

m(AI) = ?  ;                                

                                           хг                              9,18г(90%)

                                           4AI  +  3O2    ®   2 AI2O3  

 

 

M( AI2O3) = 27´2+16´3=102г/моль

М((AI) = 27 г/моль   

 

                    m (практ´ 100%                         9,18г

  1.      h =     m(теорет)                    0,9        =     m(теорет)

 

                                                    m(теорет AI2O3) =  10,2г

 

 

                                                                 m(AI2O3)

                                           n(AI2O3) =    M(AI2O3)   

 

                                                   10,2г

                        n(AI2O3)  =      102г/моль = 0,1моль 

 

2. Согласно уравнению реакции:

 

      n(AI2O3)          2            1         

       n(AI)          =   4    =     2             n(AI)   = 0,2 моль 

 

                   m(AI)                                          

n(AI)  =     M(AI)          

m(AI)  =  0,2 моль  ´ 27г/моль = 5,4г

 

                                                  Ответ:      m(AI)   =  5,4г 

                                                                    

2.1. Определите массу и объем азота вступившего в реакцию с избытком  водорода, если образовался аммиак массой 5,1 г при выходе продукта реакции  30% от теоретически возможного.

2.2. При взаимодействии азота, массой 1,4 г с избытком водорода получен аммиак массой 0,85 г. Определите выход продукта реакции.

2.3. Определите массу и объем сероводорода, который образуется при действии избытка продукта соляной кислоты на пирит (FeS2), а выход продукта составил 75% от теоретически возможного выхода.

2.4. Определите массу углекислого газа, который образуется при разложении малахита массой 300кг, содержащего 10% примесей, а выход продукта составил 80% от теоретически возможного выхода.

2.5. Определите массу серной кислоты, которую можно получить из серы, массой 68 г, содержащей 20% примесей, если потери на каждой стадии составляют 10% .

 Тип №3.

Задача 4: Какая масса серной кислоты потребуется  для нейтрализации раствора гидроксида натрия массой 20 г  с массовой долей щелочи в растворе 10%.

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи
  2. Напишите уравнение реакции. Составьте алгоритм условия задачи. 
  3. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  4. Используя формулу:

m (вещ-ва)= m(раст-ра) ´ w 

 определите массу чистого гидроксида натрия содержащегося в растворе.

  1. Используя  формулы:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите количество вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Составьте пропорцию и определите (моль) тех веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  3. Сформулируйте и запишите ответ.

m(раствораNaOH) = 20г

w(NaOH) = 10% или 0,1                             

m(Н2SO4) = ?  ;                                Решение

                        x г       20г; w=0,1    

                     H2SO4   + 2NaOH  ®     Na2SO4 +  2H2O   

 

 

M( H2SO4) = 1´2+32+16´4=98г/моль

М((NaOH) = 23 +16+1 = 40 г/моль   

 

                    m (NaOH)= m(раст-ра NaOH) ´ w(NaOH)

 

                    m (NaOH)= 20г ´ 0,1 = 2 г

 

 

 

                                                              m(NaOH)

                                     n(NaOH) =      M(NaOH)   

 

                                                

                        n(NaOH)   =    40г/моль = 0, 05 моль 

 

Согласно уравнению реакции:

 

        n(NaOH)                2 

        n(H2SO4)       =     1                  n(H2SO4) = 0, 025моль     

 

                        m(H2SO4)        

n(H2SO4)  =     M(H2SO4)           

m(H2SO4)  =  0,025 моль  ´ 98г/моль = 2,45г 

                                               

                                              Ответ:      m(H2SO4)  = 2,45 г

                                                                    

3.1. Определите массу гидроксида натрия, которая потребуется для нейтрализации ортофосфорной кислоты массой 9,8г

3.2. Определите массу серной кислоты и щелочи, которые необходимы для получения 160 г сульфата натрия, если потери составляют 20%.

3.3. Определите массу соляной кислоты, которая необходима для полной нейтрализации раствора смеси щелочей массой 200г, с массовыми долями гидроксидов натрия и калия в растворе соответственно 10% и 20%, если потери составляют по 10 % по каждому уравнению реакции.

Тип №4.

Задача 6. Определите массу ортофосфорной кислоты, которую можно получить из фосфора массой 3,1г

 

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи
  2. Напишите схему превращений.
  3. Напишите все уравнения реакций, согласно схеме превращений, пронумеруйте их. Составьте алгоритм условия задачи.
  4. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  5. Используя  формулы:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите количество вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Составьте все пропорции и определите количество вещества (моль), согласно условию задачи.

 

 

 

  1. Определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  2. Сформулируйте и запишите ответ.

m(P) = 3,1г                         Решение 

m((H3PO4)= ?                         

                                 P    ®  P2O5    ® H3PO4          

                       

 

                              3,1г

                               4P  + 5O2     ®  2 P2O5                    (1)       

                                                                           x г 

                                P2O5      +   3H2O   ®  2H3PO4       (2)

 

 

M(H3PO4) = 1´3+31+16´4=98г/моль

М( P) = 31 г/моль   

 

                                                           m(P)

                                           n(P) =      M(P)   

 

                                                  3,1г

                                  n(P)   =    31г/моль = 0, 1 моль 

 

 

1.Согласно уравнению реакции (1):

 

        n(P)           4         2 

        n(P2O5) =  2 =      1                  n(P2O5) = 0, 05моль     

 

2. Согласно уравнению реакции (2): 

     n(P2O5)           1

    n(H3PO4)   =    2                     n(H3PO4)   = 0,1 моль

 

                        m(H3РO4)        

n(H3РO4)  =     M(H3РO4)           

m(H2SO4)  =  0,1 моль  ´ 98г/моль = 9,8г 

                                               

                                              Ответ:      m(H3РO4)  = 9,8г

                                                                     

4.1. Определите массу кремниевой кислоты, которую можно получить из кремния массой 5,6г.

 4.2. Определите массу 25% раствора ортофосфорной кислоты, которую можно получить из фосфора массой 0,62кг, если потери на каждой стадии составляют 10%.

4.3. Определите массу 10% раствора серной кислоты, которую можно получить из пирита, массой 100кГ, содержащего 10% примесей, если потери на каждой стадии составляют 10%.

 Тип №5.

Задача7:Определите массу аммиака, образующегося при взаимодействии азота массой 2,8 г с  водорордом массой 0,2 г. 

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи
  2. Напишите уравнение реакции. Составьте алгоритм условия задачи. 
  3. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  4. Используя  формулы:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите количество веществ (моль), для которых это возможно.

  1. Составьте пропорцию и определите (моль) тех веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Подставим одно из найденных значений количества вещества (моль) и сопоставив полученное данное с найденным выше вторым количеством вещества (моль) определим количество вещества (моль), которое использовалось  полностью, по нему и будем вести дальнейший расчет
  3. Составьте вторую пропорцию и определите (моль) тех веществ, которые следует определить 
  4. Определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  5. Сформулируйте и запишите ответ.

m(N2) = 2,8г

w(H2) = 0,2г                           

m(NH3) = ?                                 Решение

                   2,8г      0,2г         

                    N2   +  3H ®   2 NH3     

 

 

M(N2 ) = 28г/моль

М((H2) = 2 г/моль   

М(NH3) = 17г/моль

                                                       m(N2)

                                     n(N2) =      M(N2)   

 

                                                 2,8г

                        n(N2)   =       28г/моль = 0, 1 моль 

 

                                            m(H2)

                          n(H2) =      M(H2)

                                           0,2г

                             n(H2) =  2г/моль   = 0,1 моль

1.Согласно уравнению реакции:

 

        n(N2)               1                0,1моль             1

        n(H2)       =     3                   n(H2)         =    3

 

                         n(H2) = 0, 6моль     

 

0,1 моль меньше чем 0,6 моль                водород израсходовался полностью, по нему и будем вести расчет:

 

Азот, согласно условию задачи в избытке, количество вещества (моль) и массу избытка при необходимости можно рассчитать.

 

 

        n(Н2)               3               0,1моль             3

        n(NH3)       =   2               n(NH3)         =   2

                              0,1 моль ´ 2

             n(NH3) =          3              =      0,066(6) моль    

 

                                                            m(NH3)        

                                    n(NH3)  =        M(NH3)           

                    m(NH3)  =  0,0667 моль  ´ 17г/моль = 1.133г 

                                                

                                              Ответ:      m(NH3)  = 1,133 г                                                                    

5.1. Определите массу соли, которая образуется при взаимодействии 20г гидроксида натрия с 73,2 г соляной кислоты.

5.2. Определите массу соли, которая образуется при сливании по100г 10% растворов соляной кислоты и гидроксида калия.

5.3. Определите массу и состав соли, которая образуется при взаимодействии 28 г гидроксида натрия с 30 г серной кислоты.

5.4. Определите массу и состав соли, которая образуется при взаимодействии 280 г 50% раствора гидроксида калия с 245 г 40% раствора серной кислоты.

5.5. Определите объем водорода, который образуется при растворении натрия массой 46г в  144 мл воды. Определите массовую долю гидроксида натрия в растворе и его молярную концентрацию, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного выхода.

Тип №6

Задача: 8.На смесь массой 33,6 г,  состоящую из карбоната и сульфата натрия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при приведении к нормальным условиям составил 5,6 л. Определите массы веществ в смеси.

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи

 

 

  1. Напишите уравнение реакции. Составьте алгоритм условия задачи. 

 

  1. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Используя  формулы:

m            V            N

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите количество вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Составьте пропорцию и определите (моль) тех веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Определите массу или объем  искомого вещества, согласно условию задачи
  3. Зная массу смеси и массу одного из компонентов смеси, найдем массу второго вещества.
  4. Сформулируйте и запишите ответ.

m(смеси) = 33,6г 

 Y(газа)  = 5,6 л                                                    

m(Na2CO3) = ?  ;                               Решение 

m(Na2SO4) = ?                                

                          хг                             5,6 л 

                Na2CO3   + 2HCI  ®  CO2­   + 2NaCI +  H2O (1) 

 33,6г               

                        уг 

                Na2SO4  + + HCI   ®                          (2)

 

M( Na2CO3) = 23´2+12+16´3=106г/моль 

Vm = 22,4 л/моль 

 

                                                             V(CO2)

                                           n(CO2) =      Vm    

 

                                                     5,6л

                                   n(CO2)  =  22,4л/моль = 0,25 моль 

 

1. Согласно уравнению реакции (1):

 

        n(Na2CO3) = n(СО2)  =  0,25 моль

 

 

                        m(Na2CO3)                                              

n(Na2CO3)  =  M(Na2CO3)           

m(Na2CO3)  =  0,25 моль  ´ 106г/моль = 26,5г (х)

 

               33,6 г   = 26,5г + у;       у = 33,6г – 26,5 г  = 7,1г

              m(Na2SO4)  = 7,1г 

 

 

 

                                              Ответ:      m (Na2CO3) =  26,5г 

                                                                 m(Na2SO4)  = 7,1г                    

 

 Тип №7

Задача 9. На смесь массой 33,4 г, состоящую из карбоната  натрия и карбоната  калия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при  (н.у) составил 6,72 л. Определите состав смеси в % по массе..

Порядок действий

Оформление решения задачи

  1. Запишите краткое условие задачи

 

 

  1. Напишите уравнение реакции. Составьте алгоритм условия задачи. 

 

 

  1. Найдите Молярные массы веществ, о которых говорится в условии задачи.
  2. Обозначьте неизвестные количества веществ (моль) за х и у
  3. Используя  формулы:

m            V            N 

n = M  ,  n =  Vm   n =  Na

 определите общее  количество вещества (моль), для которого это возможно.

  1. Зная общее количество вещества, составьте первое уравнение:
  2. Зная массу смеси, составим второе уравнение:

 

  1. Решаем систему уравнения:

 

  1. Найдем массу первого вещества
  2. Зная массу смеси и массу одного из компонентов смеси, найдем массу второго вещества.

 

  1. Сформулируйте и запишите ответ.

m(смеси) = 33,4г

 Y(газа)  = 6,72 л                                                    

m(Na2CO3) = ?  ;                               Решение 

m(К2CO3) = ?                                

                    х                           

                Na2CO3   + 2HCI  ®  CO2­   + 2NaCI +  H2O (1) 

 33,4г                                                  6,72л

                   у                                        

                К2CO3 + + 2HCI   ®  CO2­   + 2КCI +  H2O (2)                   

 

M( Na2CO3) = 23´2+12+16´3=106г/моль 

M( К2CO3) = 39´2+12+16´3=138г/моль 

Vm = 22,4 л/моль

 

1. Пусть    количество вещества  n (Na2CO3)  --- х моль,

а  количество вещества  n (К2CO3)  --- у моль                  

Тогда, согласно уравнению реакции(1):

n(CO2)1 = х моль,  

а  согласно уравнению реакции(2):

n(CO2)2 = у моль,  

                   V(CO2)0                             6,72л 

  n(CO2)0 =      Vm            n(CO2)0  =  22,4л/моль = 0,3моль моль 

 

                                                    

 n(CO2)1 + n(CO2)2 = n(CO2)0

х  +  у  = 0,3        (1)

 

2. m(смеси) = m(Na2CO3) +  m(К2CO3)

 

33,4 = 106 х + 138у     (2) 

     

      х  +  у  = 0,3               х =  0,25 моль

í    33,4 = 106х + 138у    

 

                        m(Na2CO3)                                              

n(Na2CO3)  =  M(Na2CO3)           

m(Na2CO3)  =  0,25 моль  ´ 106г/моль = 26,5г (х)

 

               33,4 г   = 26,5г + у;       у = 33,4г – 26,5 г  = 6,9г

              m(Na2SO4)  = 6,9г 

 

                                              Ответ:      m (Na2CO3) =  26,5г 

                                                                 m(Na2SO4)  = г                    

 

 

© bio-xim

Бесплатный хостинг uCoz