План-конспект урока. Органы чувств. Зрительный анализатор.

ТЕМА УРОКА: Органы чувств. Зрительный анализатор.

 КЛАСС:

 ЦЕЛЬ УРОКА:

 Изучение строения, функций и значения  зрительного анализатора; воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию.

 ЗАДАЧИ УРОКА

 

1)     Учебная:

-  расширить и закрепить знания об анализаторах;

-  изучить строение  и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;

- рассмотреть основные правила гигиены зрения.

2)     Воспитательная:

-  воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;

3)     Развивающая:

      - развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные).

ТИП УРОКА: Комбинированный урок.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения; концентрическая технология развития знаний.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

 1.      Мультимедийный проектор.

  1. 2.      Компьютер.
  2. 3.      Магнитофон.
  3. 4.      Разборные модели глаза.
  4. 5.      Объемная модель головного мозга.
  5. 6.      Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.

ПОДГОТОВКА  К УРОКУ:

  1. 1.      Творческие задания учащимся:

-  Домашняя работа с толковым словарем, для  определим лексического значение слова «глаза». 

 -   Подбор пословиц, поговорок, высказываний, фраз по теме «Глаза».

 -   Плакаты и пояснения по теме: Дальнозоркость. Близорукость.

 -   Подбор комплекса упражнений для глаз.

  1. 2.      Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:

- Таблицы Рабкина для изучения цветового зрения.

- Карточки с заданиями.

- Презентация для урока.

- Рамка с натянутой марлей.

- Аппликация: Строение глаза.

ХОД УРОКА

 1.1      Организационный момент (1 мин.)

   Здравствуйте уважаемые коллеги. Здравствуйте ребята садитесь. Для работы на уроке нам необходимы не только учебник, тетради и ручки, но и находящийся на ваших столах раздаточный материал, которым вы должны пользоваться только по мере необходимости.

  1. 2.      Введение в тему (5 мин)

     Найти человеку свое место в жизни и познать окружающую природу помогают сенсорные системы или органы чувств. Давайте их назовем.

Предполагаемые ответы детей: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Тема нашего урока – Орган зрения. Зрительный анализатор.

Число, тему и домашнее задание учащиеся записывают в тетради.

Параграф – 52, 53, практическая работа стр. 39. стр. 40

Кто сможет дать определение анализатора?

Предполагаемый ответ: Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Создание общей схемы на доске.

Применимо к Зрительному анализатору мы получим:

Глаза – проводящие пути – затылочная доля коры больших полушарий

СледовательноГлаза – это единая система из определенных рецепторов.

«На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку…
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь…»

О чем говорит Маршак?

Предполагаемый ответ: Лексика - вся совокупность слов, словарный запас языка.

Дома я вас просила найти в толковом словаре лексическое обозначение слова ГЛАЗА.

Предполагаемый ответ: Глаза – это орган зрения.

Трудно переоценить как значение зрительного анализатора, так  и значение глаз, о которых вы неоднократно слышали, или читали. Прошу вас привести наиболее запомнившиеся вам строки.

Предполагаемые ответы:

- Глаза – это зеркало души

- Как васильки во ржи, цветут в лице глаза (С. Есенин)

- Бегает живо, горит как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз. (Н.Некрасов)

- Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений. Например, «с глаз долой» – прочь, «быть на глазах» – на виду, «сделать на глаз» – приблизительно, «глаза на мокром месте» – часто плакать.

 « У страха глаза велики» – говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

«У семи нянек дитя без глаз» – дело страдает, когда за него отвечает много человек.

«Правда глаза колет» – неприятно слышать правду.

«Глазами кос, а душою прям» – не внешность определяет суть человека.

«В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает» – не всегда мы критично можем оценивать себя.

(Синоним: «Свой глаз алмаз, чужой – стёклышко».)

«В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.

  1. 3.      Изучение нового материала.

Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения, или единой системы из определенных рецепторов.

3.1.                       Организация самостоятельной работы с карточками.  (5 мин)

Вспомогательные системы:

- Брови

- Веки

- Слезный аппарат

Оболочки глаза:

- Белочная (склера)

- Сосудистая

- Сетчатка 

Оптическая система:

- Роговица

- Радужка

- Зрачок

- Хрусталик

- Стекловидное тело

Световоспринимающая система:

- Фоторецепторы (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)

3.2. Демонстрация видеофильма. (3 мин)

3.3. Самостоятельная работа учащихся с разборными моделями глаза. (3 мин)

3.4. Закрепление (работа с интерактивным пособием) (3 мин)

3.5.  Эксперимент, показывающий взаимосвязь основных частей анализатора (2 мин.)

3.6. Демонстрация копий разных художников.

3.7. Лабораторная работа по определению: (3 мин)

- массового месторасположения палочек и колбочек;

- цветоощущения. (3 мин)

3.8. Гигиена зрения.

- Сообщение учащегося о причинах близорукости и дальнозоркости;

- Гимнастика для глаз.

  1. 4.      Подведение итогов, выводы.
  2. 5.      Выставление и комментирование оценок.

___________________________________________________________

Познавательные задачи

Познавательные задачи по теме «Дыхание»

  1. На тело человека действует огромная сила атмосферного давления, однако организм хорошо выдерживает такие нагрузки. Благодаря чему это происходит?
  2. В легких взрослого человека насчитывается около 300 млн. микроскопических пузырьков – альвеол. На вдохе альвеолы наполняются воздухом, а когда выдыхается углекислый газ и другие вещества, альвеолы значительно сокращаются в объеме, но полностью не опадают. Объясните, почему?
  3. Легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься?
  4. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см3 воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода ( на 4% меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (25 человек)за урок, если один ученик делает за урок 18 дыхательных движений?
  5. В 1 л воздуха содержится 210 см3 кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в одну минуту. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 часов)?
  6. Большинство людей даже  не подозревает о том, какое  значение имеет выдох в их жизни. Так какое значение имеет выдох в жизни людей?
  7. Ошибается тот, кто думает, что после вдоха количество кислорода в крови увеличивается, а после выдоха уменьшается процент углекислого газа. И вдох и выдох не меняют их баланса. Такое динамическое постоянство не изменяется даже при напряженной физической работе. Почему?
  8. Кошка, собака, кролик и другие наземные млекопитающие умирают через несколько минут после полного погружения  в воду. Однако утка может переносить 10-20 минут погружения в воду, а тюлень – 20 минут и более. Некоторые виды китов уходят под воду более чем на час. Дайте объяснение этим явлениям.
  9. В романах Ф. Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
  10. Для глубоководных погружений водолазам составляют газовые смеси, которыми они дышат. В таких смесях азот, который является основным газом воздуха, заменяется гелием. Почему?
  11.  Спортсмену для преодоления отрезка в 100 м требуется 125-150 л воздуха. Однако, за считанные 10-15 сек., пока длится бег, легкие бегуна не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается дефицит воздуха у бегуна?
  12. Человек часто зевает без видимых причин утром, после сна, днем во время работы. Однако в период интенсивной работы такого не наблюдается. Почему?
  13. Часто человека приводят в сознание, дав ему понюхать резко пахучие вещества. Почему?
  14. При погружении под воду обычно используют акваланг, но опыт показал, что с его помощью можно погружаться на глубину до 40 м. Почему дальнейшее погружение опасно для жизни?
  15. В каких случаях дыхание человека может осуществляться по нагнетающему типу?
  16. Известно, что у человека в дыхании принимают участие не только легкие, но и вся поверхность тела – от пяток, до головы. Особенно интенсивно дышат кожа на груди, спине и животе. Интересно, что по интенсивности дыхания эти участки значительно превосходят легкие. Дайте объяснение этому явлению.

Познавательные задачи по теме «Пищеварение»

  1. Экспериментаторы кормили животных только белками и не давали им углеводов. После гибели животных в их печени был обнаружен животный крахмал – гликоген (углевод). Дайте объяснение этому явлению.
  2. В Древней Индии для решения вопроса о виновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съедал, считалось, что он не виноват, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание рисом»?
  3.  При пищевых отравлениях возникает рвота, боли в животе. Это защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.
  4. Один слон весит столько, сколько 200 тысяч мышей. Однако известно, что 200 тысяч мышей съедают столько, сколько 10 слонов. Дайте объяснение этому явлению.
  5. Давно замечено, что жажду нельзя утолить слабоминерализованной, талой или дистиллированной водой, а в горячих цехах при жажде рабочим дают пить подсоленную или минеральную воду. Почему?
  6. Взрослому человеку в сутки требуется 2 – 2, 5 л питьевой воды. При физической работе потребность организма в воде увеличивается. Почему?
  7. Вода составляет 70% массы тела. Казалось бы при таком запасе воды в организме мы можем легко обходится длительное время  без воды. Но через 4-5 дней полного отсутствия воды наступают тяжелейшие расстройства, которые могут привести к гибели организма. Почему?
  8. Две группы туристов совершали многодневный поход по пустыне. Одной группе давали леденцы, в состав которых входила лимонная кислота. Воду в походе все получали поровну. В результате одной группе воды хватило, а другой пришлось выдавать дополнительно. Почему?
  9. В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры и углеводы. Однако полным людям не рекомендуется злоупотреблять углеводами. Почему?
  10. При серьезных заболеваниях больному дают лекарства. Какое введение их более эффективно, через пищеварительную систему или внутривенно? Почему?
  11. Больной жалуется врачу на боли в желудке. Обследование показало, что у него пониженная кислотность желудка. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?
  12. Стиральные порошки «Био –С» содержат биологические ферменты. Будут ли действовать эти порошки, если в них кипятить белье? Объясните почему.
  13. При высокой температуре у больного пропадает аппетит. С чем это связано?
  14. При высокой температуре врачи рекомендуют больному много пить, желательно подкисленной лимонным соком воды. Почему?
  15. Человек, находящийся на холоде, стремится как можно больше двигаться. Как можно это объяснить?
  16. Известно, что когда человеку холодно, то он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.
  17.  В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши и девушки в единицу времени (1 час) тратят 150 кДж и 130 кДж. При подготовке к урокам у учащихся на 30% возрастают энергозатраты, при занятии спортом – на 400% от основного обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей и девушкой при подготовке к урокам (3 часа) и на занятия спортом (2 часа)
  18. Поваренную соль считают «белым ядом» и многие рекомендуют полностью отказаться от ее употребления. К чему это может привести?
  19. Известно, что белковая пища хорошо расщепляется под действием ферментов в кислой среде желудка. Почему тогда не расщепляется сам желудок?
  20. После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему же в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека происходит гораздо быстрее, чем трезвого?

Познавательные задачи по теме «Цветок»

  1. Для цветков растений характерны различные окраски, но замечено что цветки растений, цветущих вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого или желтого цвета. Почему?
  2. Ученые давно заметили, что ранней весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, в середине и конце весны – с желтыми и оранжевыми цветками, а в начале лета – с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.
  3. Когда яблоня начинает расцветать, цветки у нее розовые, а потом становятся белыми. Почему?
  4. У некоторых растений сначала появляются листья, а потом они зацветают. Но в природе встречаются и другие растения, зацветающие прежде, чем появляются листья. Какое биологическое значение имеет это явление7
  5. Большинство растений цветет днем, украшая наши парки и луга, наполняя воздух ароматом, в то же время многие растения цветут ночью и издают сильный аромат, иногда и не очень приятный. Дайте объяснение этому явлению.
  6. Причудливая форма, разнообразная окраска венчика, а также нектар привлекают насекомых. Однако нектарники располагаются в самых разных частях цветка. Какое это имеет значение7
  7. Пчелы, бабочки, мухи и другие насекомые посещают самые разные цветки растений, но оказывается, посещают не ради опыления – у насекомых здесь свои интересы. Дайте объяснение этому явлению.
  8. В хорошую погоду пчелы часто садятся на растения. Однако выяснилось, что пчелы посещают цветки разных растений в строго определенное время. Почему?
  9. Белые, желтые, фиолетовые, красные цветки – каких только не встречается в природе. Однако цветков с зеленой окраской лепестков в средней полосе России почти нет. Как вы думаете, почему?
  10. Растения, которые опыляются пчелами, имеют чаще всего синий, фиолетовый, бледно-розовый, пурпурные цвета венчика. Замечено, что они совсем не посещают ярко красные, желтые и зеленые цветки. Почему?
  11. В некоторых районах Южной Америки распространены ярко-кровавые цветки, хотя известно, что этот цвет отпугивает насекомых. Как вы думаете, почему встречаются такие цветки?
  12. У многих растений: прострела, горицвета, борца яркую окраску (желтую, красную) имеют не только лепестки, но и чашелистики. Как вы думаете, почему?
  13. У растений различаются несколько групп запахов:

а) запахи, сходные с теми, что образуются при разложении белковых веществ – они напоминают тухлое мясо или запах навозной жижи;

б) аминодные запахи, примером служат запах цветков боярышника или рябины;

в) запахи ароматических соединений – сирени, гвоздики, ландыша, фиалки, гиацинта. При этом запахи родственных растений могут пахнуть совершенно по-разному.

Однако насекомых не смущает такое обилие запахов. Почему?

  1. Большинство цветков тропиков,  опыляемых птицами, лишены запаха. Цветут они обычно днем, обладают яркой окраской 9красновато-желтые, фиолетово-черные. Черно-лиловые, белые и др.). Дайте объяснение этому явлению.
  2. Оказывается, несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, их достаточно часто посещают насекомые. Однако пыльцу, эти насекомые практически не переносят. Дайте объяснение этому явлению.
  3. Натуралисты наблюдали, что осенью можно видеть в природе наряду с молодыми растениями пастушьей сумки, цветущие растения и растения с плодами. Дайте объяснение этому явлению.
  4. Растения цветут ранней весной, иногда осенью, но оказывается они могут расти и цвести даже под снегом. Дайте объяснение этому явлению.
  5. Для того, чтобы образовались плоды у покрытосеменных растений, необходимо опыление и оплодотворение. Однако встречаются растения, плоды у которых образуются без опыления. Почему?
  6. переселенцы завезли из Австралии семена клевера, он там превосходно рос, цвел, однако семян не давал. Дайте объяснение этому явлению.
  7. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?
  8. Оказывается, пыльца растений отличается как по размерам, так и по форме. Так у ветроопыляемых   она одна, а у насекомоопыляемых она другая. Почему?
  9. Пыльца опыляемых ветром растений легкая и сухая, а насекомоопыляемых – липкая. Если веска долгая и дождливая, много ли будет орехов в лесу?
  10. У водного растения валлиснерии тычинки и пестики находятся в разных цветках, а цветки размещены в различных растениях. Оплодотворение под водой невозможно. Предположите, что необходимо для оплодотворения?
  11. У ивы весной распускаются соцветия – сережки. На одних растениях они желтого цвета и более заметны, а на других – серовато-зеленые и менее заметны. Почему?
  12. Среди растений средней полосы России крупные и яркие цветки имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?
  13. Известно, что цветки раскрываются и закрываются у разных растений в разное время суток, у одних до рассвета, а у других – с наступлением сумерек. Дайте объяснение этому явлению.
  14. В период цветения одно соцветие клевера дает до 8 мг нектара. Сколько соцветий необходимо посетить каждой пчеле, чтобы собрать 10 кг меда? Средняя семья состоит из 60 тыс. пчел, из 1 г нектара пчела получает 25% меда.
  15. В одном цветке липы содержится примерно 12 мг нектара, а одно дерево липы дает 12 кг меда. Сколько цветков опыляет семья пчел при сборе меда с одного такого дерева?
  16. Две хозяйки выращивают огурцы, одна оборвала пустоцвет, считая что от него нет никакой пользы. а другая только прополола грядку. У кого будет лучше урожай?
  17. Народная мудрость утверждает: «Нет сада без насекомых, а плодов – без пчел» каков ее биологический смысл?
  18. Можно ли по обильному цветению плодовых растений прогнозировать высокий урожай? Почему?
  19. В Австралии, на глубине 30 см обнаружены подземные растения, белые стебли которых находятся на горизонтальном корневище. Цветки их, похожие на цветки орхидеи и плодоносят в полной темноте. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для этих растений7
  20. Самыми многочисленными в тропиках являются растения семейства Орхидные, у которых цветки  приспособления к опылению определенными насекомыми, а в умеренном поясе – семейству Сложноцветные. Почему?
  21. В.К Арсеньев в книге «В дебрях Уссурийского края» отмечал «Туртыгин сел около одного куста и стал закуривать трубку. Едва он чиркнул спичкой, как окружающие куст эфирные масла вспыхнули с шумом бесцветным пламенем» Дайте объяснение этому явлению.

 

© bio-xim

Бесплатный хостинг uCoz