Результаты педагогической деятельности Альбицкой Нины Ефимовны Авторская программа элективного курса Организменный элементарий Аннотация Элективный курс «Организменный элементарий» направлен на развитие общеучебных умений и навыков учащихся, на расширение и усложнение их индивидуальных познавательных ресурсов, помимо этого он способствует формированию механизмов приобретения новых знаний, для объяснения явлений окружающего мира. Элективный курс будет полезным для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов. Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию и валеологию в целостную систему наук о живой природе. Пояснительная записка Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящих реформ в образовании, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Задачи формирования мотивации на здоровый образ жизни могут быть решены только в результате комплексной систематической работы, а не только на уроках где это целесообразно. Наука химия – благодатная почва для создания такого элективного курса, который будет направлен на снижение уровня заболеваемости и на формирование ответственного отношения к своему здоровью, предлагаемая программа также способствует развитию критического мышления учащихся. Живой организм - огромный «организменный элементарий», в нем живут и принимают участие более 70 элементов таблицы Д.И.Менделеева. Нарушение химического баланса в каком-либо из органов человеческого организма неизбежно приводит к его ослаблению, а в критических случаях и к серьезному заболеванию. В связи с этим слова «о здоровье нужно думать, пока с ним нет проблем, и ничего быть не должно важнее тем, чем те, что связаны с твоим здоровьем», становятся очень актуальными. Программа элективного курса представляет большие возможности предмету в системе валеологического образования школьников и вносит существенный вклад в дело оздоравливающего обучения. Основной целью предлагаемого элективного курса является формирование у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие представлений об использовании химических знаний для сохранения индивидуального здоровья. Учащиеся должны осознавать, что владение предметными компетентностями дает им возможность управлять химическими превращениями веществ в живом организме, понимать и влиять на биологические процессы. Программа позволяет закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о важнейших для организма неорганических и органических веществах, их строении и значении для живых организмов. Учебно-воспитательные задачи курса: - формирование и развитие умений учащихся осуществлять перенос имеющихся знаний из одной предметной области в другую; - углубление теоретических знаний учащихся по обозначенным темам курса; - развитие навыков владения экспериментальной областью предмета; - формирование и развитие познавательной культуры учащихся; - воспитание ответственного отношения к здоровью. Прогнозируемые результаты: - формирование ответственного отношения к своему здоровью; - качественное повышение уровня обученности школьников; - активизация познавательной и поисково-исследовательской деятельности учащихся; - мотивационное и позитивное отношение к предмету. Учащиеся должны знать: - основные биогенные элементы и их значение для организма человека; - биологическую роль химических элементов для нормального функционирования живого организма; - признаки и реакцию организма на избыток или недостаток элементов; - источники поступления химических элементов в организм человека; - токсическое влияние отдельных элементов на организм человека. Учащиеся должны уметь: - давать рекомендации по рациональному, сбалансированному питанию; - владеть основными методами качественного определения химических элементов, ионов, веществ; -объяснять с точки зрения строения и свойств действие и функцию биогенов в организме человека; - оказывать первую помощь при острых отравлениях веществами; - соблюдать меры предосторожности при работе с разными группами веществ. Литература для учащихся: 1. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986 2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004 3. Решетов П.В. Водород, хлор и его важнейшие соединения. – СМУ, 2005 4. Алимарин И.П.. Неорганическая химия. – М.: Советская энциклопедия, 1975 5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997 6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992 7. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981 8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006 9. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 10. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии. – М.: Арктоус, 1996 11. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 12. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1984 13. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.: Аркти, 2000 14. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР – Пресс, 2003 15. Шерстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот. – М.: Просвещение, 1990 Литература для учителя 1.Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем. // Химия в школе. – 2001. - №8. – С. 18 2.Гильманшина С.И., Мухаметшина Р.М. Пути интеграции химических и валеологических знаний. // Химия в школе. – 2003. - №. – С. 30 3. Холмогорова Г. Таблица Менделеева в вашем организме.// Здоровье. - 1997. - №10. – С. 24 4.Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001 5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пищи с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991. 6.Соколова И.Ф. Химия для старшеклассников и абитуриентов химических и медицинских вузов. - М.: Московский лицей, 2002 7.Пекшева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. – Красноярск, 1987 8.Ртуть. Экологические аспекты применения. – М.: Медицина, 1992 9. Макаров К.А Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1995 г 10. Аргишева А.И. Актуальные вопросы химии. – Саратов: ОАО Лицей, 2001 11. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995 12. Хром. – М.: Медицина, 1990 13. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: 14. Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Практикум с валеологической направленностью. // Химия в школе. – 2003. - №2. – С. 71 15. Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986 Учебно-тематический план
_________________________________________________________ Самоучитель. Решение расчетных задач по химии Тип №1. Задача: Определите массу иода, которая потребуется для получения иодида алюминия массой 61, 2 г.
Тип №1. Задача: 1. Определите массу и объем углекислого газа образующегося при действии избытка соляной кислоты на карбонат натрия массой 26,5г.
1.1.При окислении щелочного металла массой 1,4 г было получено 3 г его оксида. Определите металл. 1.2.Определите массу алюминия, необходимую для получения его оксида массой 9,18 г, если потери составили 10%. 1.3.Какая масса серной кислоты потребуется для нейтрализации раствора гидроксида натрия массой 20 г с массовой долей щелочи 10%. 1.4.Какой объем углекислого газа образуется при разложении мела массой 40г, содержащего 20% примесей? 1.5.Опркеделите массу ортофосфорной кислоты, которую можно получить из фосфора массой 3,1г 1.6.Определите массу аммиака, образующегося при взаимодействии азота массой 2,8 г с водородом массой 0,2 г. 1.7.На смесь массой 33,6 г, состоящую из карбоната и сульфата натрия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при приведении к нормальным условиям составил 5,6 л. Определите массы веществ в смеси. 1.8.На смесь массой 33,4 г, состоящую из карбоната натрия и карбоната калия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при (н.у.) составил 6,72 л. Определите состав смеси в % по массе.. 1.9.Железную пластинку массой 10 г поместили в раствор сульфата меди. Через некоторое время ее вынули, высушили и взвесили. Масса пластинки оказалась равной 10,5 г. Определите массу меди, осевшую на пластинке и массу железа, перешедшего в раствор. .Тип № 2 Задача 3: Определите массу алюминия, необходимую для получения его оксида массой 9,18 г, если потери составили 10%.
2.1. Определите массу и объем азота вступившего в реакцию с избытком водорода, если образовался аммиак массой 5,1 г при выходе продукта реакции 30% от теоретически возможного. 2.2. При взаимодействии азота, массой 1,4 г с избытком водорода получен аммиак массой 0,85 г. Определите выход продукта реакции. 2.3. Определите массу и объем сероводорода, который образуется при действии избытка продукта соляной кислоты на пирит (FeS2), а выход продукта составил 75% от теоретически возможного выхода. 2.4. Определите массу углекислого газа, который образуется при разложении малахита массой 300кг, содержащего 10% примесей, а выход продукта составил 80% от теоретически возможного выхода. 2.5. Определите массу серной кислоты, которую можно получить из серы, массой 68 г, содержащей 20% примесей, если потери на каждой стадии составляют 10% . Тип №3. Задача 4: Какая масса серной кислоты потребуется для нейтрализации раствора гидроксида натрия массой 20 г с массовой долей щелочи в растворе 10%.
3.1. Определите массу гидроксида натрия, которая потребуется для нейтрализации ортофосфорной кислоты массой 9,8г 3.2. Определите массу серной кислоты и щелочи, которые необходимы для получения 160 г сульфата натрия, если потери составляют 20%. 3.3. Определите массу соляной кислоты, которая необходима для полной нейтрализации раствора смеси щелочей массой 200г, с массовыми долями гидроксидов натрия и калия в растворе соответственно 10% и 20%, если потери составляют по 10 % по каждому уравнению реакции. Тип №4. Задача 6. Определите массу ортофосфорной кислоты, которую можно получить из фосфора массой 3,1г
4.1. Определите массу кремниевой кислоты, которую можно получить из кремния массой 5,6г. 4.2. Определите массу 25% раствора ортофосфорной кислоты, которую можно получить из фосфора массой 0,62кг, если потери на каждой стадии составляют 10%. 4.3. Определите массу 10% раствора серной кислоты, которую можно получить из пирита, массой 100кГ, содержащего 10% примесей, если потери на каждой стадии составляют 10%. Тип №5. Задача7:Определите массу аммиака, образующегося при взаимодействии азота массой 2,8 г с водорордом массой 0,2 г.
5.1. Определите массу соли, которая образуется при взаимодействии 20г гидроксида натрия с 73,2 г соляной кислоты. 5.2. Определите массу соли, которая образуется при сливании по100г 10% растворов соляной кислоты и гидроксида калия. 5.3. Определите массу и состав соли, которая образуется при взаимодействии 28 г гидроксида натрия с 30 г серной кислоты. 5.4. Определите массу и состав соли, которая образуется при взаимодействии 280 г 50% раствора гидроксида калия с 245 г 40% раствора серной кислоты. 5.5. Определите объем водорода, который образуется при растворении натрия массой 46г в 144 мл воды. Определите массовую долю гидроксида натрия в растворе и его молярную концентрацию, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного выхода. Тип №6 Задача: 8.На смесь массой 33,6 г, состоящую из карбоната и сульфата натрия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при приведении к нормальным условиям составил 5,6 л. Определите массы веществ в смеси.
Тип №7 Задача 9. На смесь массой 33,4 г, состоящую из карбоната натрия и карбоната калия, подействовали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился газ, его объем при (н.у) составил 6,72 л. Определите состав смеси в % по массе..
|
|
|
|
© bio-xim |