План-конспект урока. Органы чувств. Зрительный анализатор.
ТЕМА УРОКА: Органы чувств. Зрительный анализатор.
КЛАСС: 8
ЦЕЛЬ УРОКА:
Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора; воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию.
ЗАДАЧИ УРОКА
1) Учебная:
- расширить и закрепить знания об анализаторах;
- изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
- рассмотреть основные правила гигиены зрения.
2) Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;
3) Развивающая:
- развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные).
ТИП УРОКА: Комбинированный урок.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения; концентрическая технология развития знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мультимедийный проектор.
- 2. Компьютер.
- 3. Магнитофон.
- 4. Разборные модели глаза.
- 5. Объемная модель головного мозга.
- 6. Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- 1. Творческие задания учащимся:
- Домашняя работа с толковым словарем, для определим лексического значение слова «глаза».
- Подбор пословиц, поговорок, высказываний, фраз по теме «Глаза».
- Плакаты и пояснения по теме: Дальнозоркость. Близорукость.
- Подбор комплекса упражнений для глаз.
- 2. Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:
- Таблицы Рабкина для изучения цветового зрения.
- Карточки с заданиями.
- Презентация для урока.
- Рамка с натянутой марлей.
- Аппликация: Строение глаза.
ХОД УРОКА
1.1 Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте уважаемые коллеги. Здравствуйте ребята садитесь. Для работы на уроке нам необходимы не только учебник, тетради и ручки, но и находящийся на ваших столах раздаточный материал, которым вы должны пользоваться только по мере необходимости.
- 2. Введение в тему (5 мин)
Найти человеку свое место в жизни и познать окружающую природу помогают сенсорные системы или органы чувств. Давайте их назовем.
Предполагаемые ответы детей: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Тема нашего урока – Орган зрения. Зрительный анализатор.
Число, тему и домашнее задание учащиеся записывают в тетради.
Параграф – 52, 53, практическая работа стр. 39. стр. 40
Кто сможет дать определение анализатора?
Предполагаемый ответ: Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.
Создание общей схемы на доске.
Применимо к Зрительному анализатору мы получим:
Глаза – проводящие пути – затылочная доля коры больших полушарий
Следовательно, Глаза – это единая система из определенных рецепторов.
«На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку…
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь…»
О чем говорит Маршак?
Предполагаемый ответ: Лексика - вся совокупность слов, словарный запас языка.
Дома я вас просила найти в толковом словаре лексическое обозначение слова ГЛАЗА.
Предполагаемый ответ: Глаза – это орган зрения.
Трудно переоценить как значение зрительного анализатора, так и значение глаз, о которых вы неоднократно слышали, или читали. Прошу вас привести наиболее запомнившиеся вам строки.
Предполагаемые ответы:
- Глаза – это зеркало души
- Как васильки во ржи, цветут в лице глаза (С. Есенин)
- Бегает живо, горит как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз. (Н.Некрасов)
- Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений. Например, «с глаз долой» – прочь, «быть на глазах» – на виду, «сделать на глаз» – приблизительно, «глаза на мокром месте» – часто плакать.
« У страха глаза велики» – говорится, когда на самом деле опасность не так велика.
«У семи нянек дитя без глаз» – дело страдает, когда за него отвечает много человек.
«Правда глаза колет» – неприятно слышать правду.
«Глазами кос, а душою прям» – не внешность определяет суть человека.
«В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает» – не всегда мы критично можем оценивать себя.
(Синоним: «Свой глаз алмаз, чужой – стёклышко».)
«В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.
- 3. Изучение нового материала.
Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения, или единой системы из определенных рецепторов.
3.1. Организация самостоятельной работы с карточками. (5 мин)
Вспомогательные системы:
- Брови
- Веки
- Слезный аппарат
Оболочки глаза:
- Белочная (склера)
- Сосудистая
- Сетчатка
Оптическая система:
- Роговица
- Радужка
- Зрачок
- Хрусталик
- Стекловидное тело
Световоспринимающая система:
- Фоторецепторы (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)
3.2. Демонстрация видеофильма. (3 мин)
3.3. Самостоятельная работа учащихся с разборными моделями глаза. (3 мин)
3.4. Закрепление (работа с интерактивным пособием) (3 мин)
3.5. Эксперимент, показывающий взаимосвязь основных частей анализатора (2 мин.)
3.6. Демонстрация копий разных художников.
3.7. Лабораторная работа по определению: (3 мин)
- массового месторасположения палочек и колбочек;
- цветоощущения. (3 мин)
3.8. Гигиена зрения.
- Сообщение учащегося о причинах близорукости и дальнозоркости;
- Гимнастика для глаз.
- 4. Подведение итогов, выводы.
- 5. Выставление и комментирование оценок.
___________________________________________________________
Познавательные задачи
Познавательные задачи по теме «Дыхание»
- На тело человека действует огромная сила атмосферного давления, однако организм хорошо выдерживает такие нагрузки. Благодаря чему это происходит?
- В легких взрослого человека насчитывается около 300 млн. микроскопических пузырьков – альвеол. На вдохе альвеолы наполняются воздухом, а когда выдыхается углекислый газ и другие вещества, альвеолы значительно сокращаются в объеме, но полностью не опадают. Объясните, почему?
- Легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься?
- При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см3 воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода ( на 4% меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (25 человек)за урок, если один ученик делает за урок 18 дыхательных движений?
- В 1 л воздуха содержится 210 см3 кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в одну минуту. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 часов)?
- Большинство людей даже не подозревает о том, какое значение имеет выдох в их жизни. Так какое значение имеет выдох в жизни людей?
- Ошибается тот, кто думает, что после вдоха количество кислорода в крови увеличивается, а после выдоха уменьшается процент углекислого газа. И вдох и выдох не меняют их баланса. Такое динамическое постоянство не изменяется даже при напряженной физической работе. Почему?
- Кошка, собака, кролик и другие наземные млекопитающие умирают через несколько минут после полного погружения в воду. Однако утка может переносить 10-20 минут погружения в воду, а тюлень – 20 минут и более. Некоторые виды китов уходят под воду более чем на час. Дайте объяснение этим явлениям.
- В романах Ф. Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
- Для глубоководных погружений водолазам составляют газовые смеси, которыми они дышат. В таких смесях азот, который является основным газом воздуха, заменяется гелием. Почему?
- Спортсмену для преодоления отрезка в 100 м требуется 125-150 л воздуха. Однако, за считанные 10-15 сек., пока длится бег, легкие бегуна не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается дефицит воздуха у бегуна?
- Человек часто зевает без видимых причин утром, после сна, днем во время работы. Однако в период интенсивной работы такого не наблюдается. Почему?
- Часто человека приводят в сознание, дав ему понюхать резко пахучие вещества. Почему?
- При погружении под воду обычно используют акваланг, но опыт показал, что с его помощью можно погружаться на глубину до 40 м. Почему дальнейшее погружение опасно для жизни?
- В каких случаях дыхание человека может осуществляться по нагнетающему типу?
- Известно, что у человека в дыхании принимают участие не только легкие, но и вся поверхность тела – от пяток, до головы. Особенно интенсивно дышат кожа на груди, спине и животе. Интересно, что по интенсивности дыхания эти участки значительно превосходят легкие. Дайте объяснение этому явлению.
Познавательные задачи по теме «Пищеварение»
- Экспериментаторы кормили животных только белками и не давали им углеводов. После гибели животных в их печени был обнаружен животный крахмал – гликоген (углевод). Дайте объяснение этому явлению.
- В Древней Индии для решения вопроса о виновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съедал, считалось, что он не виноват, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание рисом»?
- При пищевых отравлениях возникает рвота, боли в животе. Это защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.
- Один слон весит столько, сколько 200 тысяч мышей. Однако известно, что 200 тысяч мышей съедают столько, сколько 10 слонов. Дайте объяснение этому явлению.
- Давно замечено, что жажду нельзя утолить слабоминерализованной, талой или дистиллированной водой, а в горячих цехах при жажде рабочим дают пить подсоленную или минеральную воду. Почему?
- Взрослому человеку в сутки требуется 2 – 2, 5 л питьевой воды. При физической работе потребность организма в воде увеличивается. Почему?
- Вода составляет 70% массы тела. Казалось бы при таком запасе воды в организме мы можем легко обходится длительное время без воды. Но через 4-5 дней полного отсутствия воды наступают тяжелейшие расстройства, которые могут привести к гибели организма. Почему?
- Две группы туристов совершали многодневный поход по пустыне. Одной группе давали леденцы, в состав которых входила лимонная кислота. Воду в походе все получали поровну. В результате одной группе воды хватило, а другой пришлось выдавать дополнительно. Почему?
- В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры и углеводы. Однако полным людям не рекомендуется злоупотреблять углеводами. Почему?
- При серьезных заболеваниях больному дают лекарства. Какое введение их более эффективно, через пищеварительную систему или внутривенно? Почему?
- Больной жалуется врачу на боли в желудке. Обследование показало, что у него пониженная кислотность желудка. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?
- Стиральные порошки «Био –С» содержат биологические ферменты. Будут ли действовать эти порошки, если в них кипятить белье? Объясните почему.
- При высокой температуре у больного пропадает аппетит. С чем это связано?
- При высокой температуре врачи рекомендуют больному много пить, желательно подкисленной лимонным соком воды. Почему?
- Человек, находящийся на холоде, стремится как можно больше двигаться. Как можно это объяснить?
- Известно, что когда человеку холодно, то он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.
- В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши и девушки в единицу времени (1 час) тратят 150 кДж и 130 кДж. При подготовке к урокам у учащихся на 30% возрастают энергозатраты, при занятии спортом – на 400% от основного обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей и девушкой при подготовке к урокам (3 часа) и на занятия спортом (2 часа)
- Поваренную соль считают «белым ядом» и многие рекомендуют полностью отказаться от ее употребления. К чему это может привести?
- Известно, что белковая пища хорошо расщепляется под действием ферментов в кислой среде желудка. Почему тогда не расщепляется сам желудок?
- После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему же в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека происходит гораздо быстрее, чем трезвого?
Познавательные задачи по теме «Цветок»
- Для цветков растений характерны различные окраски, но замечено что цветки растений, цветущих вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого или желтого цвета. Почему?
- Ученые давно заметили, что ранней весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, в середине и конце весны – с желтыми и оранжевыми цветками, а в начале лета – с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.
- Когда яблоня начинает расцветать, цветки у нее розовые, а потом становятся белыми. Почему?
- У некоторых растений сначала появляются листья, а потом они зацветают. Но в природе встречаются и другие растения, зацветающие прежде, чем появляются листья. Какое биологическое значение имеет это явление7
- Большинство растений цветет днем, украшая наши парки и луга, наполняя воздух ароматом, в то же время многие растения цветут ночью и издают сильный аромат, иногда и не очень приятный. Дайте объяснение этому явлению.
- Причудливая форма, разнообразная окраска венчика, а также нектар привлекают насекомых. Однако нектарники располагаются в самых разных частях цветка. Какое это имеет значение7
- Пчелы, бабочки, мухи и другие насекомые посещают самые разные цветки растений, но оказывается, посещают не ради опыления – у насекомых здесь свои интересы. Дайте объяснение этому явлению.
- В хорошую погоду пчелы часто садятся на растения. Однако выяснилось, что пчелы посещают цветки разных растений в строго определенное время. Почему?
- Белые, желтые, фиолетовые, красные цветки – каких только не встречается в природе. Однако цветков с зеленой окраской лепестков в средней полосе России почти нет. Как вы думаете, почему?
- Растения, которые опыляются пчелами, имеют чаще всего синий, фиолетовый, бледно-розовый, пурпурные цвета венчика. Замечено, что они совсем не посещают ярко красные, желтые и зеленые цветки. Почему?
- В некоторых районах Южной Америки распространены ярко-кровавые цветки, хотя известно, что этот цвет отпугивает насекомых. Как вы думаете, почему встречаются такие цветки?
- У многих растений: прострела, горицвета, борца яркую окраску (желтую, красную) имеют не только лепестки, но и чашелистики. Как вы думаете, почему?
- У растений различаются несколько групп запахов:
а) запахи, сходные с теми, что образуются при разложении белковых веществ – они напоминают тухлое мясо или запах навозной жижи;
б) аминодные запахи, примером служат запах цветков боярышника или рябины;
в) запахи ароматических соединений – сирени, гвоздики, ландыша, фиалки, гиацинта. При этом запахи родственных растений могут пахнуть совершенно по-разному.
Однако насекомых не смущает такое обилие запахов. Почему?
- Большинство цветков тропиков, опыляемых птицами, лишены запаха. Цветут они обычно днем, обладают яркой окраской 9красновато-желтые, фиолетово-черные. Черно-лиловые, белые и др.). Дайте объяснение этому явлению.
- Оказывается, несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, их достаточно часто посещают насекомые. Однако пыльцу, эти насекомые практически не переносят. Дайте объяснение этому явлению.
- Натуралисты наблюдали, что осенью можно видеть в природе наряду с молодыми растениями пастушьей сумки, цветущие растения и растения с плодами. Дайте объяснение этому явлению.
- Растения цветут ранней весной, иногда осенью, но оказывается они могут расти и цвести даже под снегом. Дайте объяснение этому явлению.
- Для того, чтобы образовались плоды у покрытосеменных растений, необходимо опыление и оплодотворение. Однако встречаются растения, плоды у которых образуются без опыления. Почему?
- переселенцы завезли из Австралии семена клевера, он там превосходно рос, цвел, однако семян не давал. Дайте объяснение этому явлению.
- Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?
- Оказывается, пыльца растений отличается как по размерам, так и по форме. Так у ветроопыляемых она одна, а у насекомоопыляемых она другая. Почему?
- Пыльца опыляемых ветром растений легкая и сухая, а насекомоопыляемых – липкая. Если веска долгая и дождливая, много ли будет орехов в лесу?
- У водного растения валлиснерии тычинки и пестики находятся в разных цветках, а цветки размещены в различных растениях. Оплодотворение под водой невозможно. Предположите, что необходимо для оплодотворения?
- У ивы весной распускаются соцветия – сережки. На одних растениях они желтого цвета и более заметны, а на других – серовато-зеленые и менее заметны. Почему?
- Среди растений средней полосы России крупные и яркие цветки имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?
- Известно, что цветки раскрываются и закрываются у разных растений в разное время суток, у одних до рассвета, а у других – с наступлением сумерек. Дайте объяснение этому явлению.
- В период цветения одно соцветие клевера дает до 8 мг нектара. Сколько соцветий необходимо посетить каждой пчеле, чтобы собрать 10 кг меда? Средняя семья состоит из 60 тыс. пчел, из 1 г нектара пчела получает 25% меда.
- В одном цветке липы содержится примерно 12 мг нектара, а одно дерево липы дает 12 кг меда. Сколько цветков опыляет семья пчел при сборе меда с одного такого дерева?
- Две хозяйки выращивают огурцы, одна оборвала пустоцвет, считая что от него нет никакой пользы. а другая только прополола грядку. У кого будет лучше урожай?
- Народная мудрость утверждает: «Нет сада без насекомых, а плодов – без пчел» каков ее биологический смысл?
- Можно ли по обильному цветению плодовых растений прогнозировать высокий урожай? Почему?
- В Австралии, на глубине 30 см обнаружены подземные растения, белые стебли которых находятся на горизонтальном корневище. Цветки их, похожие на цветки орхидеи и плодоносят в полной темноте. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для этих растений7
- Самыми многочисленными в тропиках являются растения семейства Орхидные, у которых цветки приспособления к опылению определенными насекомыми, а в умеренном поясе – семейству Сложноцветные. Почему?
- В.К Арсеньев в книге «В дебрях Уссурийского края» отмечал «Туртыгин сел около одного куста и стал закуривать трубку. Едва он чиркнул спичкой, как окружающие куст эфирные масла вспыхнули с шумом бесцветным пламенем» Дайте объяснение этому явлению.